Сегодня:
 
 

Loading

Когда речь заходит о сохранении культурного наследия страны, то о чем мы вспоминаем в первую очередь? О памятниках архитектуры, о музыкальных традициях, о предметах искусства. Но если попытаться взглянуть шире на само понятие «культурное наследие», то для сохранения обычаев и истории не достаточно только лишь трепетного отношения к достопримечательностям – необходимо восстанавливать традиции во всех областях и сферах человеческой жизни. В начале третьего тысячелетия люди не только вспоминают свои традиции, но и становятся более требовательными к продуктам ежедневного потребления. Такая позиция потребителя заставляет производителей совершенствовать технологии, разрабатывать новые подходы к качеству и оформлению своей продукции, практически угадывать желания клиентов и выходить на современный уровень отношений между предприятием и потребителем. Словом, соблюдение гармонии между сохранением традиций и внедрением последних инноваций – это именно то, что повышает авторитет производителя любой продукции.

Святослав Захарович Адиняев, директор минского хлебозавода № 2

В этом году одному из старейших предприятий республики – минскому хлебозаводу № 2 – исполняется 100 лет. Целый век, который вобрал в себя историю города и страны, и целый дружный коллектив, который взял на себя ответственность восстановить и оберегать традиции белорусского хлебопечения. Именно благодаря специалистам минского хлебозавода № 2 во главе с его директором Святославом Захаровичем Адиняевым на наших столах уже много лет появляются хлебобулочные изделия, в которые вложены душа и сердце истинно белорусских традиций. Святослав Захарович закончил Московский технологический институт пищевой промышленности, оказался в столице нашей родины благодаря всесоюзному распределению и уже почти 30 лет руководит предприятием, которое расположено в самом сердце города. В далеком 1986 году стояла дилемма, что делать с этим предприятием. Безусловно, его история насчитывала не один десяток лет: когда-то маленькая, хлебопекарня в 1929 году превратилась в хлебозавод, во время Великой Отечественной войны процесс производства хлеба не останавливался ни на один день, а в послевоенные годы завод претерпел не одну существенную реструктуризацию и обновление своих основных фондов. Но время шло вперед, и по генеральному плану развития Минска здание хлебозавода № 2 вошло в перечень объектов, подлежащих сносу. Кроме прочего, в тот период вся промышленность стремилась к полной автоматизации всех процессов, к укрупнению заводов и предприятий, и стоял вопрос о выводе всех крупных промышленных предприятий из центра города. Коллектив хлебозавода столкнулся со многими проблемами – жизненно важно было не только доказать необходимость сохранения предприятия на его исконном месте, но и найти собственную нишу в хлебопечении. В ту пору новым модным трендом в области пищевой промышленности стало изготовление заварных хлебов – на что и обратило внимание руководство хлебозавода.

– Мы попытались перенять опыт у наших коллег из Прибалтики, – рассказывает Святослав Захарович. – Однако их хлеба не произвели на нас должного впечатления – слишком тяжелые и белорусам они не пришлись по вкусу. Но изучив их опыт, наши специалисты создали собственную технологию тестоведения, которая абсолютно отличалась от других технологий, которые использовались в то время. В результате мы пришли к тому, что все предприятия хлебопечения Республики Беларусь, которые производят заварные хлеба, используют нашу технологию тестоведения. Она позволяет получать хлеба с высокой пористостью и прекрасным ароматом – любые добавки, которые используются при производстве хлеба, благодаря нашей технологии раскрываются в полном объеме.

– Но ваши хлеба – это не только результат высокотехнологичных процессов производства. Это и дань нашим белорусским традициям хлебопечения.

– Вы абсолютно правы. Если для россиян и украинцев хлеб – это просто еда, то для белорусов – это элемент культуры. Может быть, благодаря тому, что некоторое везение помогло нашему упорству и знаниям, мы получили те хлеба, которые пользуются спросом у населения. Первым таким «экспериментом» стал хлеб «Нарочанский». При создании его рецептуры наши специалисты обратились к истокам белорусского хлебопечения – в этом хлебе используется и картофельная мука – картофель толкли в хлеб еще в старину, и тмин. Ко всему прочему нам удалось сбалансировать в рецептуре именно те пропорции ингредиентов, которые удовлетворили запросы наших покупателей. Правда, первоначально пришлось столкнуться с определенными трудностями – ведь в ту пору булка рядового хлеба стоила 17–18 копеек, а наш хлеб стоил 57 копеек. Весь коллектив завода ездил по магазинам города, резали хлеб на кусочки и угощали покупателей. В итоге через год-полтора нам стали приходить письма с благодарностями и признательностью за то, что мы подарили людям хлеб их детства.

Стоит учитывать тот факт, что само производство заварных хлебов чрезвычайно трудоемко: кирпичные печи, большая доля ручного труда и почти полное отсутствие автоматизированных процессов. Конечно, такое производство повышает стоимость продукта, но в его результате покупателю предоставляется широкий ассортимент хлебов отменного качества. После первого эксперимента с хлебом «Нарочанский» специалисты хлебозавода № 2 стали разрабатывать и внедрять в производство целую линейку заварных хлебов с различными вкусовыми качествами: менялись соотношения ингредиентов, предлагались новые добавки и старинные способы выпечки. Например, в деревнях хлеб зачастую выпекали на кленовых листах или листах аира. Так появился хлеб «Юбилярный» с уже ставшим традиционным кленовым листом. Между прочим, сбор и соление кленовых листов в бочках – это тоже немаловажный и трудоемкий процесс, но благодаря энтузиазму работников предприятия многие интересные традиции применяются в новом качестве и дарят людям ощущение самобытности, возвращают обычаи белорусской земли. Таким образом, постепенно продукция минского хлебозавода № 2 завоевала сердца покупателей, стала актуальной и узнаваемой.

Наша беседа с директором предприятия постепенно становилась все более увлекательной: как оказалось, производство хлеба – это целая интересная наука, постичь которую может только трудолюбивый и талантливый человек.

– Какими еще особенностями обладает ваша продукция? Вкусовые качества и разнообразие ассортимента не всегда могут привлечь внимание потенциального покупателя. Что еще вы используете для того, чтобы ваша продукция занимала лидирующие места в продажах?

– Когда мы начинали производство заварных хлебов, то обратили пристальное внимание на упаковку продукции. Наше предприятие первое в республике стало упаковывать хлеб. И на сегодняшний день мы пришли к тому, что любая наша продукция имеет свою собственную оригинальную упаковку. В первые несколько лет, когда на прилавках появился наш хлеб в специальной упаковке, мы не раз слышали жалобы покупателей на то, что предприятие пытается таким образом заработать. Но сейчас покупатель стал более избирательным, и упаковка изделия – это, возможно, первое, на что он обращает внимание. Тем более, что заварные хлеба – это продукция эксклюзивная и без должного оформления не должна появляться на прилавках магазинов. Конечно, над стоимостью упаковки надо работать, то есть снижать ее долю в общей стоимости изделия. Поэтому на нашем предприятии упаковывается вся продукция – соответственно, доля упаковки в стоимости каждого изделия была снижена до максимального предела и на данный момент, например, в хлебе «Нарочанский» стоимость упаковки в цене изделия не превышает 6–8%.

Думаю, что любой житель и города Минска, и всей нашей республики не понаслышке знаком с такими удивительными сортами хлебов, как «Нарочанский», «Юбилярный», «Сторожевский», в рецептуре которого используется клетчатка и льняное семя, сладковатый чисто ржаной «Троицкий». Необходимо отметить, что ни в одном из хлебов минского хлебозавода № 2 не используются искусственные добавки. Долговечность хранения, насыщенный аромат и уникальные вкусовые качества – этого добиваются специалисты предприятия только благодаря четкому соблюдению технологии производства и рецептуры каждого сорта. Всегда, когда изобреталась новая рецептура, то менялся и вес будущего изделия, чтобы у потребителя был выбор. Поэтому изделия хлебозавода № 2 многие годы пользуются спросом и признанием. В сутки на предприятии выпускается: более 40 т хлеба, свыше 10 т булочных изделий, около тонны мелкоштучных изделий и около 2,5 т кондитерских изделий. Завод строит и новые объекты торговли и питания: кафетерий и современная пиццерия всегда рады своим гостям, причем вы можете заранее заказать столик в пиццерии, если пожелаете отметить какое-либо событие, тем более, что цены здесь весьма демократичны. А в магазине рядом с предприятием каждый может купить весь ассортимент продукции – прямо «с пылу, с жару». Горячий хлеб, ароматные баранки, невероятной красоты и разнообразия торты – ни один покупатель не уйдет с пустыми руками. Безусловно, сохранять заявленную высокую планку качества и авторитет весьма непросто.

– В современном мире жесткой конкуренции любому предприятию выжить довольно сложно – мировой кризис, требовательные покупатели, конкуренты, которые также стремятся к внедрению инноваций и современных технологий. С какими сложностями сталкивается на данный момент и ваше предприятие, и хлебопекарная отрасль в целом? И как ваше предприятие находит выход в столь непростой ситуации?

– Изменилась структура потребления продуктов, и сам хлеб в системе питания людей занимает все меньше места. Если взять норму потребления хлеба, которая была примерно лет десять назад, то сейчас она уменьшилась практически в 2 раза. А мощности хлебозаводов не уменьшились. Но что касается нашего предприятия, то мы уже много лет работаем с полной загрузкой всех мощностей 24 часа в сутки. Наша продукция реализовывается по всей территории Беларуси, кроме прочего, наши изделия вы можете купить в Москве и Санкт-Петербурге. Почему наш хлеб пользуется спросом в той же России? Потому что российские хлебозаводы в основном не разрабатывают собственные технологии хлебопечения. Они пошли по более простому, удобному и менее затратному пути – закупке готовых смесей. Но очень часто покупателя такой хлеб не устраивает по своим вкусовым качествам, поэтому мы руководствуемся требованиями покупателей и предлагаем им ту продукцию, которая понравится им больше, чем продукция наших конкурентов. Кроме того, на данный момент уже разработана технологическая карта замороженного хлеба. Эта технология будет использоваться для транспортировки нашей продукции за рубеж. В частности сейчас идут достаточно активные переговоры с представителями израильской стороны. Таким образом, мы не останавливаемся на достигнутых результатах – расширяем и ассортимент продукции, и нашу клиентуру.

Без сомнения, добиваться поставленных целей невозможно без сплоченной команды настоящих профессионалов. На заводе работают около 500 человек. Причем руководство придерживается строгой политики соблюдения интересов каждого работника и предоставления ему максимального социального пакета. Каждый человек, который отдает заводу всю свою жизнь, может всегда рассчитывать на то, что даже после выхода на пенсию, если он пожелает и дальше оставаться в строю и приносить пользу родному предприятию, ему всегда предложат достойное рабочее место в зависимости от его возможностей. Наверно, именно поэтому – благодаря дружной команде и ее безукоризненному профессионализму – руководству завода удается добиваться хороших результатов и строить грандиозные планы на будущее. В марте 1999 года Комитетом по охране историко-культурного наследия на основании решения Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия основному корпусу Минского хлебозавода № 2 с соответствующим технологическим оборудованием и пристройками придан статус национальной недвижимости историко-культурной ценности III категории. Этого признания хлебозавод добивался долгие годы. И теперь и у директора предприятия, и у коллектива созрели интересные планы о возможностях использования своего уникального месторасположения, а также опыта и традиций, возрожденных и сохраненных на заводе.

– Святослав Захарович, расскажите, пожалуйста, о перспективах, которые вы связываете с признанием вашего предприятия историко-культурной ценностью в совокупности с использованием самобытных технологий хлебопечения? Какие реальные планы вы строите на будущее?

– В нашем городе проводится постепенная реставрация и восстановление архитектурных достопримечательностей, начиная с Троицкого предместья. Почему бы нашему хлебозаводу не стать одним из мест, куда можно будет приводить экскурсии, рассказывать об истории и традициях нашего города и страны? Каким образом это возможно? Наш хлебозавод, не теряя своих основных функций по производству хлебобулочных изделий, может стать объектом обслуживания людей. Мы реконструируем здание, откроем хлебную лавку и сделаем галерею, откуда можно будет наблюдать за процессом выпечки. Таким образом, мы будем не просто обслуживать людей в центре города, но и предлагать им интересную программу и пропагандировать нашу культуру. То есть представьте себе: вы заходите в зал галереи, где вам демонстрируют фильм о хлебопечении, затем через витражи вы заглядываете в настоящий цех, где пекут хлеб, вы видите и то, как выпекался хлеб в деревенских условиях, а потом вас еще и угощают горячим хлебом прямо из настоящей печи с кружкой теплого молока. В этом вопросе нас поддерживает и руководство города. Мы уже разработали эскизный проект-предложение и получили согласование Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома и Министерства культуры Республики Беларусь. Дело за малым – начать работу, чтобы и жители, и гости столицы смогли поскорее получить в свое распоряжение новый замечательный культурный объект в самом центре города.

У каждого предприятия – своя история. Интересная, замечательная, полная традиций и уникальных фактов. У Минского хлебозавода № 2 она еще и тесно переплетается со старинными обычаями наших предков, которые трансформировались благодаря новейшим технологиям и прекрасным специалистам предприятия, обрели новую форму и стали частью нашей жизни. В юбилейный год каждому члену этого дружного коллектива и его директору Святославу Захаровичу Адиняеву хочется пожелать очень много – еще не один десяток лет плодотворной работы, довольных покупателей и изобретений новых рецептур хлеба. Но самое главное – наверно, мечтать о будущих достижениях и победах, потому что без них не сладится ни одно стоящее дело. А когда о чем-то мечтают хорошие люди, то мечты обязательно сбываются!

КУП «Минскхлебпром», хлебозавод № 2

Республика Беларусь, 220600,
г. Минск, ул. Кропоткина, 33,
тел.: (+375 17) 293-14-61, 334-05-26,
моб. тел.: (+375 29) 680-68-11

УНП 100056428

 

 

 
вверх
ЗАО "Ред Акция" © 2004-2010 г. Все права защищены. Пишите нам: info@znk.by. Тел.: +375-17-280-80-39