Сегодня:
 

 
 

ЗАО «Стройпроект»: главный капитал – высокий профессионализм специалистов

Ретроспективный взгляд в историю создания, становления и нынешний день ЗАО «Стройпроект» невольно наводит на размышления о решающей роли таких человеческих качеств, как инициатива, предприимчивость, способность находить выход из сложных ситуаций. В середине 90-х годов минувшего столетия молодечненские мастерские института «Минсксельстройпроект», на базе которых сформировалось ЗАО «Стройпроект», образно говоря, шли ко дну. Из-за экономических трудностей государство практически перестало финансировать аграрный сектор страны, строительство новых производственных и социальных объектов на селе почти прекратилось. Как следствие, резко снизилась потребность в услугах проектировщиков, падали их зарплаты, специалисты массово увольнялись и искали работу в других сферах. Головное предприятие не могло обеспечить мастерские заказами и поставило вопрос об их ликвидации. Наиболее активная часть коллектива не могла с этим согласиться и выдвинула встречное предложение: перейдем на полный хозрасчет, арендные отношения и будем сами искать объекты для проектирования. Так государственная организация вначале получила статус арендного филиала института, а четыре года спустя из него родилось закрытое акционерное общество, учредителями которого стали 40 бывших работников филиала.

О том, как сегодня живет коллектив, направлениях и результатах его деятельности, особенностях и тенденциях развития проектного дела наш корреспондент вел разговор с одним из инициаторов создания ЗАО «Стройпроект», ныне его директором Ольгой Григорьевной ВЕЛИЧКО и заместителем главного инженера Русланом Олеговичем ВЕЛИЧКО.

– Если сравнить бывший филиал «Минсксельстройпроекта», то в чем Вам, Ольга Григорьевна, видится наиболее существенная разница между ними?

– Мы сегодня абсолютно самостоятельный и, что еще важнее, самодостаточный субъект хозяйствования, располагающий всеми необходимыми ресурсами для проектирования объектов в малых и средних городах, сельской местности. Высоким потенциалом обладает наш отдел генплана. Им разработаны проекты микрорайонов в Молодечно, Вилейке, Дзержинске, инженерные сети к ним, ряд других объектов. Сейчас отдел готовит генплан поселка Ратомка, что под Минском. На высоком профессиональном уровне работают архитектурный и два конструкторских отдела, отдел обследования инженерных сооружений. Отдел выпуска и комплектации обеспечен современной дорогостоящей техникой, включая машины для плоттерной печати. По желанию заказчиков наши специалисты могут изготовить макеты проектируемых объектов, компьютерные модели в формате 3D. Имеем лицензии на обследование зданий, сооружений первого и второго уровней ответственности, геодезические работы, проектирование сетей и систем наблюдения, пожарной сигнализации. Своими силами не проводим лишь геологические изыскания.

Однако самый главный наш ресурс и капитал – высококвалифицированные специалисты. Они составляют большинство коллектива и способны решать практически любые задачи. С некоторыми из них мы вместе создавали ЗАО «Стройпроект», другие пришли позже, уже имея за плечами солидный, в т.ч. организаторский и руководящий багаж в области строительства и архитектуры. Хорошо проявляет себя и молодежь, ежегодно пополняющая ряды «Стройпроекта». Только в минувшем году мы приняли на работу 25 человек, преимущественно молодых специалистов. Помогаем им с жильем – приобретаем служебные квартиры и используем их под общежития. Создаем условия для повышения квалификации – проводим разного рода учебу, направляем в командировки, включая зарубежные, для освоения передового опыта. Общая численность персонала сегодня составляет почти 150 человек, и текучести кадров практически нет.

– Какого назначения объекты проектирует ЗАО «Стройпроект» и кто выступает их основными заказчиками?

– Из стен нашей организации за год выходит 300-500 проектов. Большинство из них связано с обследованием зданий и сооружений, прокладкой сетей к индивидуальному жилью и другими работами, не требующими серьезных трудозатрат, но необходимыми людям. Однако основную часть времени занимает работа над сравнительно крупными объектами, заказчиками которых выступают министерства и ведомства, УКСы райисполкомов. Ряд проектов готовили по заказу Управления делами Президента. Это, например, базы отдыха в Браславском районе. По заказу Минского управления Белоруской железной дороги разработана документация, по которой реконструированы железнодорожные вокзалы в Сморгони и Молодечно. По инициативе Минздрава выполнены проекты капремонта перинотального отделения молодечненского роддома, тепловой реабилитации одного из корпусов Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» в Минске. Принимаем участие в реализации некоторых государственных программ – «Жилье», «Чистая вода», развития мядельской курортной зоны. По нашим проектам в Минской области возведено множество жилых домов в агрогородках, построены Дома культуры, физкультурно-оздоровительные комплексы, гостиницы, инженерные сети. Перечисление всех спроектированных объектов заняло бы не одну журнальную страницу. Работаем, как правило, по заказам организаций Минской области, но готовили проекты и для Витебской, Гродненской областей.

– Республиканским «Дожинкам», которые в этом году пройдут в Молодечно, всегда сопутствуют благоустройство города, строительство новых объектов социально-культурного назначения, спортивных сооружений. Вносит ли свой вклад в подготовку к празднику «Стройпроект»?

– Хочу напомнить, Молодечно имеет немалый опыт организации крупных общественных мероприятий. Более 15 лет здесь проводится песенный фестиваль, и в городе постепенно сформировалась необходимая инфраструктура для приема большой массы людей. Так что в масштабном строительстве особой нужды нет. Конечно, многие улицы, площади, здания, городской парк существенно обновятся. Мы начали готовить некоторые проекты, связанные с праздником, еще в начале прошлого года. Потом на время свернули их – не было подтверждения, что праздник пройдет именно в нашем городе. Когда оно поступило, к ранее запланированным объектам добавились новые, и портфель заказов потяжелел почти вдвое. Несмотря на напряженный труд, часть работ перешла на 2011 год. Отдельные проекты, строительство которых нужно было начинать в первую очередь, уже готовы, связанные с благоустройством находятся в стадии завершения. Шесть улиц, две площади, включая Центральную – выступаем как генпроектировщики, в обновлении еще пяти улиц принимаем участие как субподрядчики. Под благоустройством имею в виду различные работы: от подготовки концепции раскраски фасадов, тепловой реабилитации зданий до замены инженерных сетей. В ЗАО «Стройпроект» приходится около половины всех проектных работ по реконструкции городского парка. Один из его уголков обустраивается под спортивные занятия. Там разместится многофункциональная площадка с современным покрытием, на которой летом можно играть в футбол, баскетбол, а зимой – заливать каток. Далее расположится зона современных аттракционов с американскими горками. К ней примкнет зона отдыха для мам с маленькими детьми. Под «Дожинки» мы также спроектировали две гостиницы – в Мяделе и Воложине .

– В производственной сфере развитие обеспечивается за счет внедрения новых технологий, техники. Ориентируются ли специалисты ЗАО «Стройпроект» на использование аналогичных факторов при проектировании тех или иных объектов?

– Мы обычно имеем дело с небольшими объектами – жилыми домами, общественными и специализированными зданиями. И в этом отношении наши возможности ограничены Если заказчик намерен применять современные материалы и оборудование в отделке или инженерном оснащении здания, то они закладываются в проект. Когда объект сооружается за бюджетные средства, действует ряд ограничений: материалы и оборудование должны быть отечественного производства. Тем не менее наши специалисты находятся в курсе различных новшеств в строительной сфере и всегда обсуждают возможность их использования с заказчиками. Недавно при подготовке к ремонту ул. Я. Купалы, это один из въездов в город со стороны Минска, предложили два варианта производства работ. Первый базировался на применении традиционных технологий, второй – инновационных. Там под улицей свыше 30 лет проходят два водовода большого диаметра, которые следовало поменять. В таких случаях улицу обычно закрывают, трубы раскапывают, разрушая асфальт, подсыпку основания. Заказчик выбрал инновационный проект, предусматривающий т.н. горизонтальное разрушение: специальная техника проходит сквозь водовод, разрушает его и сразу протягивает новую трубу. В результате получается значительная экономия средств, кроме того, сроки выполнения работ будут существенно сокращены.

Должен сказать, наши специалисты всегда учитывают интересы заказчика и действуют в их русле. Когда, например, возникла необходимость быстро построить Дом культуры в поселке Видевщина, не стали терять время на подготовку нового проекта – откорректировали нереализованный, разработанный несколько лет назад и таким образом свели к минимуму время и затраты заказчика на проектирование.

– Коль уж коснулись вопроса стоимости, поясните: услуги ЗАО «Стройпроект», организации частной формы собственности, дешевле или дороже, чем государственных проектных институтов?

– В Беларуси действует единая для всех система ценообразования на проектные работы. Как в сторону завышения, так и занижения стоимости отклониться трудно – все сколь-нибудь значимые проекты проходят государственную экспертизу, где наряду с другими позициями отслеживается и эта. Но вопрос имеет еще один аспект, на котором стоит остановиться, т.к. он важен для всего сообщества проектировщиков. В нашей стране весьма низок – 1,5-3% – удельный вес затрат на проектирование в общей стоимости строительства. В России он составляет 5-8%, в западноевропейских странах – 10-12%. Такой стоимостный разброс прежде всего предопределен ролью проектировщиков в процессе сооружения объектов. У нас цена проектных работ, если говорить упрощенно, формируется на основе объема подготовленной бумажной документации. Качество проекта выступает скорее имиджевой, чем финансовой составляющей. То есть работа, выполненная «на отлично» и «на троечку», будет оплачена почти одинаково. Хотя в первом случае заказчик может иметь многомиллионную экономию средств, во втором – нерациональные расходы. В западноевропейских государствах взаимоотношения между заказчиками и проектировщиками строятся на договорной основе. Зачастую стороны согласовывают лишь сроки и качество работ. Проектная организация не только готовит документацию, но и сама ищет подрядчика на весь строительный цикл или на отдельные его этапы, контролирует всю работу и сдает объект заказчику «под ключ». Потратит больше средств на строительство, чем предусмотрено договором, – его доходы сократятся, сэкономит – нарастит их. Договорные отношения последнее время начинают практиковаться, пусть и не в столь объемлющих, как на Западе, масштабах, и в строительной сфере России. Концентрация в одних руках проектных и строительных работ, договорная система отношений позитивно сказываются на сроках, стоимости, качестве строительства. На мой взгляд, в этом направлении надо поступательно двигаться и белорусской стройиндустрии. Практика показывает: чем больше организаций задействовано в возведении объекта, тем меньше степень согласованности в их действиях. А это на пользу не идет.

– Знаю, что Вы побывали в некоторых странах Евросоюза, Азии, Арабских Эмиратах, знакомились там с организацией проектного дела. Можно ли сравнить уровни квалификации зарубежных специалистов и персонала «Стройпроекта»?

– С уверенностью могу сказать: подготовка наших специалистов высочайшая и разносторонняя. Сегодня мы проектируем молочно-товарную ферму, значит, надо знать, как будут доить, поить и содержать коров; комбикормовый завод – должны учитывать десятки факторов – от потребления газа до состава комбикормовых гранул. У каждого объекта свои нюансы, без понимания которых можно наделать ошибок. Недавно трудились над проектом ремонта детской больницы. Пришлось разбираться в тонкостях оснащения и освещения рентгенкабинета, операционного и других помещений. Серьезных просчетов не допускаем. В принципе, мы способны привлечь недостающих специалистов и спроектировать любой объект, вплоть до небоскреба. Но нужно ли это? Пусть каждая организация специализируется в своем направлении, так будет лучше для общества. У зарубежных проектировщиков тоже своя специализация. Одни строят жилые комплексы на намывных островах, как в Арабских Эмиратах, другие – индивидуальные коттеджи. Так что сравнивать уровни квалификации – занятие бесполезное.

– Знакомство с зарубежным опытом, отечественная практика дают, несомненно, богатую пищу для размышлений, в т.ч. по организации жилой среды в малых и средних городах. Какими они видятся Вам в идеале?

– Такие города, по моему мнению, должны ориентироваться на малоэтажные здания, развивать районы индивидуальной застройки, уходить от стандартных архитектурных решений. Их надо избавлять от таких подземных коммуникаций, как тепловые, газовые сети. Отопление можно обеспечивать за счет автономных электрических котлов, а газ использовать для выработки электроэнергии. При ее передаче даже на большие расстояния потери, в отличие от передачи тепла, минимальны. Такой город будет удобным для жизни и рационально устроенным с позиций затрат на содержание инфраструктуры.

 

ЗАО «Стройпроект»,

ул. Галицкого, 8,

222310, Минская обл.,

г. Молодечно, Республика Беларусь,

тел. (+375 176) 75-48-45

e-mail: stroiproekt@tut.by

 

 

ЖурналТехСовет Он-Лайн

 

 
 
ЗАО "Промышленное Содружество" © 2004-2017 г. Все права защищены. Тел.: +375-17-280-80-39