Сегодня:
 
ЖурналТехСовет Он-Лайн
Abamet
 
 
 
 

  И читатели «Металл-Инфо», и гости журнала, проезжая по дорогам республики, каждый раз с восхищением отмечают качество, удобство и ухоженность белорусских автомагистралей. Это было бы невозможно без большого количества путепроводов, мостов и переходов. Надежность и качество этих сооружений – во многом заслуга Фанипольского завода железобетонных мостовых конструкций (ЗЖБМК). Завод является филиалом РУП «Дор-стройиндустрия», которое входит в состав департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Специализируясь на производстве уникального сборного железобетона для строительства мостов и путепроводов, постоянно расширяя номенклатуру выпускаемой продукции, завод активно сотрудничает со строительными организациями самого различного профиля, комплектуя объекты промышленного и гражданского строительства, железной дороги, водного и коммунального хозяйства и ряд других. В последние годы значительную часть своей продукции предприятие поставляет на экспорт в Российскую Федерацию.

Визитная карточка предприятия

  Фанипольский ЗЖБМК является старейшим структурным подразделением РУП «Дор-стройиндустрия». Это единственное в республике предприятие, которое специализируется на выпуске железобетонных мостовых конструкций. Завод занимает территорию 15,8 га, имеет развитую сеть железнодорожных подъездных путей и рассчитан на производство 32 тыс. м3 сборного железобетона в год. На заводе работает 310 человек, в том числе 235 рабочих. В состав предприятия входят 5 цехов (формовочный, арматурный, бетоносмесительный, цех комплектации отгрузки и сбыта и автотранспортный), 2 полигона, компрессорная станция и автономная котельная. На территории предприятия функционирует магазин хозяйственно-строительных материалов, где каждый желающий может приобрести продукцию предприятия. В свое время завод дал второе дыхание небольшой деревне Фаниполь, стал градообразующим предприятием. Своей социальной инфраструктурой Фаниполь, который уже сформировался как небольшой город, во многом обязан именно заводу мостовых конструкций. Сегодня ЗЖБМК является одним из ведущих предприятий Дзержинского района и вносит большой вклад в развитие его экономики. В новом столетии завод устойчиво наращивает объемы производства. Так, за период 2001–2005 гг. среднегодовые темпы роста товарной продукции в сопоставимых ценах составили 16,5 %, что значительно выше запланированных показателей. «Сухие» цифры достаточно красноречиво говорят об устойчивом приросте как профильной продукции предприятия, так и продукции новой, осваиваемой впервые как в республике так и в СНГ.

  В этом году планируется выпустить не менее 22 тыс. м3 различных сборных железобетонных изделий и конструкций. Так, уже в 1-м полугодии 2005 г. было произведено более 11,3 тыс, м3 сборного железобетона, из которого свыше 73 % (8,3 тыс. м3) пришлось на мостовые конструкции. Рентабельность реализованной продукции в 1-м полугодии составила 10 %, а объем экспорта почти в два раза превысил уровень аналогичного периода прошлого года. Объем товарной продукции в сопоставимых ценах на предприятии вырос за полугодие почти на 3 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Продукция и ее потребители
 
Продукцией фанипольского завода ЖБМК является сборный железобетон, сборный бетон, товарный бетон, товарная арматура.

  Основная номенклатура – железобетонные мостовые конструкции предназначаются для строительства мостов и путепроводов, автомобильных дорог, а именно: сваи длиной от 6 до 16 м различного сечения, плиты сталежелезобетонных мостов 14х2,33 м, плиты пролетных строений длиной 6 и 9 м, балки пролетных строений длиной 12, 15, 18, 21, 24 и 33 м, элементы сборных опор (ригеля, насадки, опоры, стойки, опускные ящики, стаканы), балки «Журавлева» длиной от 4 до 24 м, балки для железнодорожных мостов длиной от 7,5 до 16,5м.

  Часть номенклатуры представляет собой продукцию для дорожного строительства. Сюда входят звенья труб прямоугольного сечения, стенки откосные, плиты укрепления откосов, блоки открылок, плиты подкладные, сигнальные столбики и т.д.

  Для промышленного и гражданского строительства ЗЖБМК выпускает сваи, лотковые элементы, плиты и столбы забора, блоки ленточных фундаментов, плиты пустотного настила и изделия малых архитектурных форм, а также изделия из сборного бетона: блоки стен подвалов, кольца колодцев. Для различных строительных организаций производится товарный бетон и изготавливается различной сложности товарная арматура (начиная со стержней мерной длины и заканчивая сложными пространственными каркасами).

  Продукция завода широко используется как товары народного потребления и пользуется спросом у населения: плиты пустотного настила длиной от 2,4 до 6,3 м и шириной 1,2 и 1,5 м, блоки стен подвалов, кольца колодцев и т.д. По объемам платных услуг в сопоставимых ценах план 1-го полугодия уже перевыполнен более чем на 30 %, превзойдя показатели аналогичного периода 2004 г. почти на 69 %. Для населения предприятие оказывает услуги по перевозке продукции собственным автотранспортом. Завод регулярно инвестирует средства в обновление существующего парка технологической оснастки, а также в изготовление технологической оснастки для освоения новых видов продукции. Поэтому завод может оперативно перестраивать производственный процесс, что позволяет в короткие сроки выполнять заказы своих потребителей.

  Основными заказчиками продукции являются областные дорожные республиканские унитарные предприятия, РУП «Мостострой», РУП «Белавтострада» и т.д. Надо отметить, что раньше 60–80 % продукции завода составляли заказы РУП «Мосто-строй», в настоящее время – только 25–28 %. По этой причине в поисках заказчиков завод осваивает новую продукцию, сотрудничает с областными унитарными предприятиями «Мелиоводхоз», департаментом железнодорожных войск, организациями Российской Федерации.

  Потребителями продукции являются мостостроительные, дорожно-строительные и общестроительные управления, мостоотряды, ведущие строительство и ремонт республиканских и местных дорог, а также таких значимых объектов как Национальная библиотека, Августов-ский канал.

География успеха
  Из фанипольской продукции за последние годы возведены десятки объектов в разных точках Беларуси и прилегающих областях России. В 2002 г. построена уникальная транспортная развязка в районе Партизан-ского проспекта и ул.Тростенецкой в белорусской столице с железнодорожным и автомобильным путепроводами, которые сразу же стали не только удобными и необходимыми инженерными сооружениями, но и радующими глаз объектами архитектурной выразительности города.

  В том же 2002 г. построена кольцевая дорога вокруг г. Минска. Более 20 тыс. м3. железобетонных конструкций поставлено заводом на строительство инженерных сооружений на МКАД, причем одновременно комплектовалось до 20 различных объектов и ни на одном фанипольчане строителей не задержали. По достоинству были оценены и усилия коллектива: завод был отмечен Президентом при открытии кольцевой дороги среди трех наиболее отличившихся предприятий, а двое работников завода были удостоены правительственных наград.

  В 2003 г. завод стал основным поставщиком свай под фундамент Калининградской ТЭЦ-2 по заказам треста «Бел-энергострой» и РАО ЕС России, а также укомплектовал оригинальными конструкциями строительство воднолыжного комплекса на р. Птичь, обещающего стать одним из лучших воднолыжных стадионов Европы. При этом в полном объеме удовлетворялась потребность в железобетонных конструкциях белорусских дорожно-строительных и мостостроительных организаций, развернувших широкомасштабное строительство 50-километровых выходов из г. Мин-ска, моста через р. Припять, нескольких объектов на обходе г. Гродно и целый ряд других строек. Но особо следует выделить строительство транспортной развязки на ул. Буденного в г. Гродно. Гармонично вписанная в городской ландшафт, сооруженная с максимальным использованием существующих опор, построенных еще в 1880-е гг., созданная в рекордно короткий срок, когда проектирование, изготовление конструкций, доставка и строительство осуществлялись практически одновременно, развязка в одночасье решила целый клубок транспортных проблем города. Именно на таких объектах проверяется профессиональная зрелость коллектива, его способность решать самые сложные производственные задачи.

  В 2004 г. завод продолжил наращивание экспорта в Российскую Федерацию, расширяя как географию поставок, так и их номенклатуру. В пятидесятикилометровой зоне на выходах из Минска укомплектовано девять подземных пешеходных переходов, а также довольно значимый мост через р. Птичь на автодороге Минск–Дзержинск. Свою весомую лепту внесло предприятие в реконструкцию Кировского моста и благоустройство набережной р. Западная Двина в г. Витебске. Вступив в жесткую конкуренцию с минскими производителями промышленных и гражданских свай, ЗЖБМК поставил более полутора тысяч свай на строительство супермаркетов по пр. Дзержинского и по ул. Уманской в г. Минске, около тысячи свай поставлено на реконструкцию Городейского сахарного комбината.

  В 2005 г. завод расширяет свое участие в самых значимых стройках Беларуси: в марте выиграл тендер на поставку только что освоенного, принципиально нового вида продукции – шпунтовых свай с металлическим гребнем – на благоустройство набережной Слепянского ручья в районе строящейся Национальной библиотеки. В кратчайший срок была изготовлена технологическая оснастка, произведены и поставлены на объект 700 свай. Кроме того, из конструкций завода сооружается оригинальный пешеходный мост через ручей.

  Такие же сваи, а также ряд других конструкций, отличающихся качеством, высокими характеристиками бетона по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости, востребованы на реконструкцию Августовского канала в Гродненской области. Более 1 тыс. м3 железобетона уже поставлено на этот уникальный объект.

  При этом наращиваются объемы поставок в Российскую Федерацию (за 1-е полугодие в два раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) и в полном объеме удовлетворяются потребности белорусских дорожников. Путепровод оригинальной конструкции (так называемый «бегущий олень») сооружается около д. Черкассы на дороге Минск–Дзержинск. Многотонная конструкция как бы парит над шестиполосной магистралью. В течение месяца с небольшим были изготовлены 18 балок для этого объекта, шесть из них единичным весом по 60 т каждая.

  В это же время осуществлялось производство конструкций для строительства мостов через реки Диена в Витебской, Щара в Гродненской, Проня в Могилевской, Цна в Минской, Ведрич в Гомельской, Лесная в Брестской областях.

Качество – залог успеха на зарубежном рынке
 

 Завод ЖБМК активно предлагает свою продукцию и успешно работает с потребителями сборного железобетона на внешнем рынке.

  В период с 2003 по 2005 г. значительно вырос экспорт в Российскую Федерацию. Объем экспорта продукции в денежном выражении в 2004 г. достиг $363,9 тыс., увеличившись по сравнению с 2003 г. в 3 раза, а за 1-е полугодие 2005 г. он уже составил $279,7 тыс. Постоянными потребителями мостовых конструкций являются строительные организации, Смолен-ской, Брянской, Псковской, Белгородской, Московской и Калининградской областей.

  Фанипольская продукция все больше и больше становится известной и востребованной в России. В чем секрет такого успеха? Как известно, конкурентный успех предопределяют три главных фактора: качество, сроки поставки и цена.

  Вопрос качества выпускаемой продукции во все времена на предприятии стоял на самом главном месте. Серьезных претензий по качеству за последние годы ни органы государственного надзора, ни поставщики заводу не предъявляли. Целый ряд проблем технического, технологического и организационного характера, в решающей мере влияющих на качество выпускаемой продукции, были внедрены на предприятии, причем большинство из них с категорией «впервые».

  Из разряда технических и технологических новшеств, внедренных на самом современном уровне с применением информационных технологий, следует отметить автоматизацию приготовления бетонной смеси, разработанную специалистами БНТУ. Дозирование компонентов (цемент, щебень, песок, химические добавки, вода) и приготовление бетонной смеси осуществляется в автоматическом режиме информационно-управляющей системой, что существенно повлияло на качество и стабильность процесса и уменьшило влияние человеческого фактора.

  Технологическим процессом при производстве железобетона предусмотрена термовлажностная обработка изделий. На заводе внедрена автоматизированная система управления процессом термовлажностной обработки железобетонных изделий, представляющая собой комплекс технических и программных средств, выполненных с использованием программируемых логических контроллеров «Hitachi» и обеспечивающих управление технологическим процессом 56 тепловых агрегатов. Внедрение системы позволило: снизить потребление энергоресурсов, улучшить качество выпускаемых изделий, повысить производительность оборудования, снизить влияние человече-ского фактора в производственном процессе, повысить оперативность управления технологическим процессом, повысить культуру производства.

  В 2003 г. завод ЖБМК первым среди производителей железобетонных изделий в республике и железобетонных мостовых конструкций в странах СНГ разработал, внедрил и сертифицировал систему менеджмента качества на основе международных стандартов серии ИСО-9000. Деятельность предприятия, направленная на обеспечение качества, систематизирована по всем направлениям. Глубоко продуманы, детально прописаны и неуклонно выполняются все процессы и процедуры: маркетинговой деятельности, закупок, подготовки производства, основных производственных процессов, контроля качества, поставок продукции, вплоть до оценки удовлетворенности потребителей.

  Именно временной фактор поставки продукции ставится российскими потребителями в один ряд с ценой и качеством. Такая специфическая сфера деятельности, как дорожное и мостовое строительство, когда на результат работы в значительной мере влияют погодные условия, сезонность работы, удаленность объектов, сложность транспортировки материалов и механизмов, своевременность финансирования и целый ряд других факторов, требующих слаженной, синхронной работы всех звеньев и, конечно, в первую очередь поставщика железобетона. К чести фанипольчан, по срокам поставки у их российских коллег за последние годы претензий не было. Более того, убедившись в надежности поставщика, с заводом уже заключаются контракты на следующий год, налаживаются партнерские отношения на длительный срок.

  Одним из условий успеха завода ЖБМК на внешнем рынке является его ценовая политика, направленная на повышение конкурентоспособности продукции, стимулирования спроса потребителей, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре и, в конечном итоге, на завоевание определенной доли внешнего рынка, получение экономически обоснованной прибыли.

  Процессу формирования цены на продукцию предшествуют маркетинговые исследования платежеспособного спроса на продукцию завода.

  Определив потенциального потребителя на внешнем рынке, на предприятии приступают к изучению действующих отпускных цен у конкурентов посредством получения информации о них через прайс-листы, телефон, Интернет, зарубежные ознакомительные поездки администрации завода на родственные предприятия, участие в строительных выставках России и Беларуси.

  Цена на продукцию рассчитывается по действующему в Республике Беларусь законодательству. Кроме того, по просьбе зарубежных потребителей в отпускную цену зачастую включаются затраты по доставке продукции до станции назначения или до приграничной станции.

Внедрение новых конструкций – залог стабильности
  На протяжении всей своей истории существования Фанипольский завод железобетонных мостовых конструкций осваивал новые виды продукции. Ввиду того, что строительство – отрасль консервативная, новшества здесь появляются довольно редко. Типовые проекты на различного рода изделия и конструкции обновляются один раз в десять-пятнадцать лет. Однако, начиная с 1998 г., когда завод освоил выпуск цельноперевозимых балок длиной 33 м, началось интенсивное освоение новых видов продукции.

  Большое количество новых изделий было освоено во время реконструкции Минской кольцевой автодороги (МКАД). Мы изготовили уникальные пролетные строения Г-образного сечения для строительства пешеходного перехода через МКАД на 6-м км.

  Для строительства путепровода на пересечении пр. Машерова и МКАД были изготовлены восьмигранные стойки и цельноперевозимые балки пролетных строений длиной 30 и 15 м с неизвлекаемыми каналообразователями, что позволило смонтировать рамно-неразрезное пролетное строение.

  Освоено производство оригинальных стоек прямоугольного сечения с декоративными рустами в зоне видимости, что позволило добиться весьма зрелищного цветового и архитектурного фона путепроводов. Завод освоил полную номенклатуру изделий для строительства пешеходных переходов: блоки косоуров, лестничные марши, лестничные площадки и распорки. Кроме того, освоен выпуск блоков тоннелей для строительства подземных пешеходных переходов с внутренними габаритами 5,1 х 2,55 м.

  Острая необходимость как реконструкции, так и строительства железнодорожных мостов в г. Минске и республике в целом повлекла за собой освоение производства заводом плитных балок с пониженной строительной высотой для железнодорожных мостов длиной 7,7 и 16,5 м.

  Уникальным является путепровод на пересечении пр. Пар-тизанский и ул. Тростенецкой в г. Минске, построенный с применением стоек арочного типа, также изготовленных на заводе.

  В 2004 г. было освоено производство элементов водопропускных труб – это портальные и откосные стенки, блоки открылков, лекальные блоки фундамента. Также освоено производство свай для гражданского строительства сечением
300 х 300 мм и длиной до 12 м.

  Для устройства повышенного пути для разгрузки сыпучих материалов завод начал производство блоков шпальных по типовому проекту 709-09-29.84, а в настоящее время мы приступили к выпуску шпальных блоков и по типовому проекту 709-9-126.93.

  В 2005 г. завод стал производить балки пролетных строений длиной 18 м по типовому проекту 3.503.1-73, а также шпунтовые сваи длиной от 4 до 14 м, используемые для устройства противофильтрационных завес, вертикальных набережных и подпорных стенок.

  В планах на ближайшее будущее освоение ребристых преднапряженных балок для строительства железнодорожных мостов и сводчатых плит длиной 12 м.

С заботой о будущем
  Кадры – это важнейший вид ресурсов, которыми располагает ЗЖБМК.

  Ключевыми факторами успешной работы завода можно считать профессионализм и высокую квалификацию его сотрудников, которые в первую очередь зависят от профиля и качества образования, от практического опыта в дорожной отрасли. Немаловажное значение имеет инициативность персонала, его способность к обучению и повышению квалификации.

  Добросовестное отношение к труду на ЗЖБМК стимулируется и морально, и материально, что имеет существенное значение в плане мотивации труда. Большое внимание уделяется социальной адаптации работников, чему способствует деятельность профсоюзной организации завода. Помимо материальных ценностей людям нужен полноценный отдых, создание доброжелательной атмосферы в коллективе и возможность самовыражения. Все эти составляющие факторы сплачивают коллектив и являются интегральной частью культуры ЗЖБМК.

  Если говорить упрощенно, работник должен осознать, что он и трудовой коллектив – это столь же неразрывные составляющие единого целого. А это происходит тогда, когда человек убеждается: его личные интересы совпадают с интересами коллектива, который готов поддержать его в трудный момент.
 


Беларусь, Минская область,
222750, г. Фаниполь,
ул. Заводская, 1
Телефон (приемная):
8-01716-7-26-76,
Факс: 8-01716-7-12-57,
7-26-50, 7-39-95,
e-mail: zajbmk@tut.by
zjbmk@mail.belpak.by

 
вверх
ЗАО "Ред Акция" © 2004-2009г. Все права защищены. Пишите нам: metall-info@yandex.ru. Тел.: +375-17-280-80-39